Отчет об экспедиции Мелеховой Г.Н. в Няндомский, Каргопольский и Плесецкий районы Архангельской области

Тема экспедиции: «Современные православные приходы на Русском Севере». Место    проведения:    приходские    православные    общины    Няндомского, Каргопольского, Плесецкого районов Архангельской области.

Сроки проведения: с 7 августа по 21 августа 2005 г., всего 15 дней. Состав экспедиции: Мелехова Г.Н., 1 человек.

Маршрут экспедиции: пос.Няндома — г.Каргополь — пос.Казаково — с.Ошевенское — с.Река — с.Ухта — с.Кречетово — с.Лекшма — поворот на Кирилло-Челмогорскую пустынь на Пудожском тракте — с.Архангело — с.Вершинино (Кенозерье) — с.Измайловская (Кеноречье) — с.Конево, всего 13 нас. пунктов; в ходе бесед получены сведения о приходской жизни в сс.Лекшмозеро, Лядины, Печниково Каргопольского района, с.Усть-Поча, пос.Плесецкий, с.Федово Плесецкого района, районном центре пос.Коноша, д.Холм Приморского района, д.Гора Устьянского района, пос.Сосновня Пинежского района Архангельской обл., с.Колодозеро Пудожского района Карельской республики, т.е. еще в 11 нас. пунктах.

Опрошено около 60 человек. Результативности экспедиции способствовали совпавшие с ее сроками массовые действа: освящение креста у поворота на Кирилло-Челмогорскую пустынь на Пудожском тракте и организованные Кенозерским национальным парком (далее — КНП) в Вершинине II Кенозерские чтения; на них съезжались многие руководители приходских и сельских общин местных и других районов Архангельской области, занимающихся в т.ч. строительством или восстановлснмем храмов и часовен.

В соответствии с темой экспедиции, как и прежде, исследовалась приходская православная жизнь, но, в отличие от предыдущих лет, был сделан акцент не на массовые проявления религиозности, а на деятельность тех личностей, которые обустраивают храмы или часовни и организуют в них богослужения силами местных священников. Новым направлением работы были беседы со священнослужителями, окормляющими приходы, в т.ч. благочинным священником прот.Владимиром (Кузивом). Это способствовало углублению понимания проблем приходской жизни на Русском Севере и путей их решения.

В ходе экспедиции исследовались проблемы:

1)      строительство храма, общины в контексте общего возрождения деревни;

2)      «внешний» храм (построенный людьми, не живущими в селении постоянно) и местная жизнь;

3)      роль священника в приходской жизни

4)      «народная» религиозность

5)      воспитательная деятельность прихода и курс «Православная культура». Экспедиционные   исследования   подтверждают   ранее   сделанный   вывод   о расширении и упрочении процессов возрождения православных традиций. Повсеместно сооружаются и освящаются новые часовни, кресты. Лишь за один прошедший год на данной территории возникли 4 часовни и крест: епископ Архангельский и Холмогорский Тихон освятил в честь покровителя путешествующих свт.Николая построенную на личные средства 3-х жертвователей часовню у железнодорожной станции Коноша в октябре 2004 г. и сооруженный москвичами, ездящими в Лекшмозерский приход, крест у поворота на Кирилло-Челмогорскую пустынь на Пудожском тракте в августе 2005 г. Каргопольский священник о.Борис освятил поставленную по обету жительницей г.Архангельска на берегу оз.Лекшмозера часовню во имя блаж.Ксении Петербургской летом 2004 г. В прошлом году администрация КНП поставила новую часовню (по образцу самой маленькой на Кенозерье Успенской часовни при д.Тырышкино) в д.Екимова, где родился писатель и сказочник А.Н.Нечаев. Против обыкновения, эту часовню не освятили; директор КНП Е.Ф.Шатковская считает, что это не ее дело: «Ну, почему я должна? Кто хочет, пусть освящает». Не очень понятно, кто должен захотеть — жителей в деревне нет.

7 августа 2004 г. была освящена часовня Сретения в с.Архангело, построенная по инициативе местной жительницы Людмилы Васильевны Гаревских. В селении 2 отреставрированных в 80-е гг. деревянных храма, но в них, как говорят, служить нельзя. Людмила Васильевна рассказывает, что после того, как в один год потеряла мужа, сына (в аварии, оба — некрещеные) и дом (сгорел), она часто ходила в часовню при д.Забивкино на Горевике (в 3 км). Иногда к ней присоединялся Андрей Андреевич Энгельс, который как-то в 2003 г. сказал: «Давай задумывай здесь, так помогу». Начались хлопоты по выделению места, сбору средств, заготовке леса, составлению проекта, регистрации общины (председатель Рыкова Елена Вячеславовна). Идея нашла поддержку в сельсовете (председатель Шумерин Владимир Михайлович), в совхозе (помогли заготовить лес). Особого проекта не делали, придумали сами, рубили безвозмездно А.А.Энгельс, Николай Федорович Богданов (бывший учитель), Александр Михайлович Кузьмук. Делалось все быстро, «пока власть не поменялась». Часовня имеет не традиционный для Севера облик: просторный и низкий четверик, обшитый тесом, завершает четырехскатная кровля с главой.

Расширяется приходская жизнь вокруг церквей: по сообщению благочинного священника прот.Владимира, сегодня в благочинии, включающем 3 района, зарегистрировано около 32 общин, почти в каждом крупном населенном кусте деревень. Только в Каргопольском районе существует 15 православных общин: 3 в Каргополе (Рождестве Богородицы к Рождества Иоанна Предтечи) и вблизи него (в Казакове), 6 по Петербургскому тракту и на побережье оз.Лаче (в Лекшме, Тихманьге, Ухте, Кречетове, Хотенове, Калитинке), 3 на север от Каргополя (в с.Река, с.Ошевенск, с.Архангело), 3 по Пудожскому тракту (в Лядинах, Орлове, Лекшмозере). Из всех них автор ни разу не был в 3-х общинах — в Тихманьге, Хотенове, Калитинке. Еще 2 общины готовят документы к регистрации.

Все чаще община считает своей задачей не только возрождение церкви и церковной жизни, но и преодоление духовного и экономического кризиса, в котором находятся сегодня русские села и деревни. Так формулировала свою позицию в сентябре 2000 г. директор Лядинской школы и тогдашний председатель приходской общины Н.Ф.Ворощук. К сожалению, впоследствии она не сумела сочетать разные виды своей профессиональной и общественной деятельности и перестала заниматься делами общины. Через 2 года она жаловалась, что не на кого переложить ответы на письма благочинного — даже они стали в тягость. Сегодня этот целостный подход, при котором вместе с храмами возрождают и саму жизнь, распространяется все шире. На эту тему много размышляет Эдуард Иванович Изотов (в крещении Александр), осуществляющий капитальный ремонт церковного комплекса (каменных — летней и зимней — церквей, колокольни, ограды) в Кречетове. Переехавший в селение из Северодвинска, Эдуард Иванович — подполковник уголовного розыска, юрист, ныне пенсионер и практикующий адвокат; общину возглавляет его жена Людвига (Людмила) Павловна, тоже в недалеком прошлом юрист и подполковник. «Я это делаю не во имя нашей Церкви, а во имя народа, во имя Родины, — говорит Эдуард Иванович. — Нужно делать вечное, поддерживать православие. Нас тут, в конце концов, ничего не держит, мы все-таки не местные. Нам есть куда уехать: поднялись и поехали. Но хочется, чтобы там, где ты живешь, было красиво. Хотим помочь коренным жителям — им-то некуда поехать. Народ должен сам заботиться о собственной земле, чтоб здесь жили и его дети. Вот приезжают миссионеры: да мы что, Африка? Книжонки присылают. Кто взял эти книжки? Бабки и так все знают, любого батюшку научат — так им, по крайней мере, кажется. Молодежь этим не интересуется. Мы сегодня крестимся, потому что мы всегда были православные, это — вера наших предков. Мы, народ, составляем основу, без народа Церковь мертва будет. Иногда есть батюшка, а где же община? Мол, на первом плане батюшка, а мы должны ходить и молиться. Это неправильно. На первом плане должна быть община, потом священник, церковь. Главное — люди должны ходить, чтоб люди были более на людей похожи. Это — вопрос и веры, своего предназначения. Когда мы осознаем, что нам дано восстановить Русь во всей славе, вот тогда и идея будет. Это — начало, это все только начало. Положен камень в тот фундамент, на котором будет возведена Церковь. А здание еще строить надо. Это только камень. Фундамент мы закладываем, на который можно опираться. А то, как говорит Христос, если на песке построить, все развалится. Вот мы фундамент и строим. Я вижу в храме возрождение фундамента». Эдуард Иванович очень трепетно относится к храму («я чувствую, как он мне отзывается»), тщательно продумывает каждую деталь: цвет куполов и кровли, формы деревянных панелей, хоров, свечной лавки, другие особенности интерьера (по некоторым из них в общине были даже разногласия, в ходе которых Эдуарда Ивановича обвиняли в самовольстве и произволе), заботится об ансамблевости убранства. В храме все художественно осмыслено и красиво, нет никакой пестроты и разнобоя, нередко возникающих из-за неизбежной ныне бедности, из открытого помещения доносятся звуки воспроизводимых на магнитофоне духовных песнопений. Эдуард Иванович привез заброшенный иконостас (из разрушенного храма), отскоблил и покрасил его, нашел мастера для изготовления по собственному проекту Царских врат. Вообще почти все он делает сам: чистит и красит, штукатурит и белит, плотничает и даже подновляет росписи, и нередко ощущает помощь Господа. «Случайно» он обнаружил и расчистил остатки росписи (ныне обновленной) в алтаре. Подновляя росписи евангелистов на имитирующих паруса углах четверика храма, Эдуард Иванович долго не мог ухватить форму облаков, пока однажды на закате купы облаков не понеслись по небу, и он осознал, что это Господь ему показывает, какие облака должны быть на росписи. Высоты лестницы хватало только до изображений евангелистов, до изображения ангелов и звезд на самом куполе дотянуться было невозможно, и вдруг они стали самопроявляться. Эдуард Иванович — очень серьезный, даже замкнутый, требовательный к слову человек. В ответ на мое изумленное: «так вы мечтаете восстановить и второй храм?» (в нем кровля трапезной обвалилась, полов нет, помещение загромождено полуразвалившимся оборудованием) я услышала: «Я, девушка, не мечтатель. Вот они — мечтатели, кто думают, что придут реставраторы и все им сделают. А я не мечтатель, я делатель. В этом году временно закроем стены, чтобы кладка дальше не разваливалась. А на будущий год начнем второй храм».

Конечно, Э.И.Изотов работает не один: ему сочувствуют и помогают члены семьи -жена, дети. Практически все средства от его адвокатской практики идут на храм: «я никогда так бедно не жила, как сейчас», — замечает Людвига Павловна. В числе состоятельных помощников управляющий банком в Архангельске член общины Евгений Константинович Горбунов, не требующий возврата когда-то данной в долг приличной суммы. Помогают и другие члены общины, односельчане, школьники — работают на субботниках, разводят цветы у входа в храм. Но созидание храма должно получить массовую поддержку — всех, а не отдельных лиц. «Если бы каждый пришел и покрасил по одному метру, метров бы не осталось», — говорит Эдуард Иванович. Вполне в соответствии с русской пословицей «церковь не в бревнах, а в ребрах» он считает главной своей задачей выстраивание не стен, а именно душ людей. Поэтому он отказывается от публикации счета общины в изданиях («мне такие деньги не нужны»), считая, что церковь должна вырасти в душах самих местных жителей. Нужно восстановить умение человека работать, брать на себя ответственность, замечать и исправлять безобразия, созидать вокруг себя порядок и красоту, участвовать в общем деле, бескорыстно (а не за деньги или бутылку) помогать друг другу. Нам самим надо понять: мы в государстве, мы его строим, будет, какое захотим. «Тогда и государство будет, которое нам нужно, а не то, которое у нас сегодня», — считает Эдуард Иванович. Поэтому он является и депутатом районного собрания.

Примерно столь же глубоко и ответственно относится к созданию прихода председатель сельской общины д.Холм Катунинского сельсовета (под Архангельском) Виктор Степанович Садков (учитель истории и английского языка на пенсии). Он возглавляет не религиозную, а сельскую общину и занимается, в основном, земельными и землеустроительными, хозяйственными вопросами. Но лет 6 назад, когда сгорела церковь, община, посетовав, что не смогла сберечь церковь, расчистила место и решила, что оно должно остаться святым, не должно быть забыто. Для начала изготовили и установили крест. 12 июля 2003 г., в день апп.Петра и Павла, престольный праздник сгоревшей церкви, крест был освящен приглашенным священником о.Михаилом из Новодвинска. На освящение собралось очень много народу — все деревенские, пришли из садового товарищества. Мужики дали слово, что построят часовню. Виктор Степанович поехал в епархию разузнать о проекте для часовни, а ему сказали: регистрируйте приход. «Сегодня, — считает Виктор Степанович, — происходит перемена в самих людях. Пошло и духовное возрождение. Но надо тонко подходить. Я пытаюсь не гнать события. На постройку часовни люди готовы, хотим построить православную по всем нормам часовню. А приход не созрели. Я считаю, что надо гибче подходить: есть хоть маленькое желание, надо поддержать, а не отказывать в помощи. На освящение креста пришли человек 80, все подобающим образом оделись, женщины — в платках. Уважение к сану священника, к службе сохраняется. В людях вера не погасла, все есть, только загнано в дальний угол. Но должно вырасти естественно, а искусственно, насильно создавать не хочу». В.С.Садков ссылается на опыт своего знакомого Сергея Карасова из Устьянского района Архангельской области, который, занимаясь хозяйственными вопросами, тоже пришел к необходимости построить церковь. Построив деревянную рубленую церковь, освятив ее, жители создали и общину.

Почти всюду главным делом общины продолжает оставаться ремонт или строительство и обустройство храма. Активно функционирует приход в с.Река (церковь вмч.Георгия), возглавляемый Юрием (Георгием) Александровичем Тишининым; его верной помощницей является жена Тамара Николаевна Антипина. Супруги приехали в село из Северодвинска построили дом и о ремонте заброшенного и открытого всем ветрам храма поначалу не помышляли. Однажды вечером к ним постучался иером.Феодосий (Змушка, тогдашний настоятель церкви ап.Иоанна Богослова расположенного в 15 километрах с.Ошевенского); он много сил уделял восстановлению из руин Александро-Ошевенского монастыря и постоянно возил (таскал на себе) стройматериалы, инструменты, книги, иконы, деревянные кресты. «Вот кто бы нам церковь восстановил», — вздохнули супруги и получили ответ: «Сами разрушили, сами и восстановите». Тамара Николаевна пригласила батюшку поесть; «потрапезничать», — поправил он. Перед едой прочитал молитву — она прозвучала в доме впервые. Иером.Феодосий попросил помочь забить досками оконные проемы храма. «Ну, почему не помочь, долго ли — я же не знал, что это за собой потянет», — с юмором рассказывает о начале служения супругов во славу Божию Юрий Александрович. Это происходило за несколько дней до осеннего Юрьева дня (16 ноября). На следующий день Тишинины собрали в селе несколько человек, все вместе вычистили, вымыли, по возможности благообразили помещение, и в сам праздник под купол церкви впервые после многих лет забвения вознеслись молитвенные возгласы прихожан. Когда они вышли на крыльцо храма, в морозном воздухе возсиял радужный столп. Соратниками Тишининых является семья Приваловых, тоже бывших северодвинцев. Ныне прихожане Речногеоргиевского прихода собираются в церкви во все праздничные и воскресные дни. В канун праздника Преображения Юрий Александрович купил в Каргополе яблоки и груши, которые после окропления святой водой в день праздника раздавал всем присутствующим. Важным направлением деятельности речно-георгиевской общины является работа с детьми, включая приезжающих в село на лето. С детьми ходят в походы (зимой на лыжах) к местным святыням (крестам и часовням, стоящим в лесной глуши, родникам, почитающимся святыми), играют в спортивные игры, устраивают праздники, чаевничают. Такой работе способствует то, что Тамара Николаевна всю жизнь проработала воспитателем детского сада.  Воспитательная деятельность прихода нашла поддержку и покровительство москвички Марины Липихиной; она высылает заготовки для рукоделий (кружок работает в местной школе), одежду и обувь, книги и др., жертвует и деньги. Дружеские связи наладились и с московским приходом церкви Троицы в Серебренниках, который жертвует утварь, иконы, помогает литературой, делится опытом. Уже 2-й год Тишинины берут к себе на каникулы (зимние и летние) мальчика (сначала одного, потом другого) из Каргопольского детского дома. Фотографии из семейного альбома (отдельный комплект приготовлен для передачи мальчику) с любовью запечатлели моменты жизни ребенка в этой радушной семье: утреннюю молитву, обливание из ведра (вместе с дядей Юрой), раскатывание теста для пирогов, работу на огороде, летний поход с другими детьми, чаепитие (из блюдца, как дядя Юра), чтение книги (у ребенка проблемы с учебой), засыпание. 

Большую воспитательную работу среди детей ведет Татьяна Николаевна Седунова частный предприниматель, учредитель НОУ «Оздоровительный лагерь «Кучкас» (Пинежский район). Чтобы выжить и прокормить детей, она, будучи директором клуба, была вынуждена заняться торговлей. В результате материальное положение ее поправилось, но она почувствовала, что, занимаясь только этим, она погибнет. «Случайно», еще не зная зачем, из ностальгических чувств, она купила заброшенный и рушащийся лагерь, в котором девочкой отдыхала сама. Его ремонт, обустройство, общая жизнь с детьми, формирование православного содержания их отдыха и стало смыслом ее жизни. Все это она делает на собственные средства. «На праздник приезжают более 100 человек, всех кормлю. Они радуются, и мне радостно», — рассказывает Татьяна Николаевна. Она помогает и возрождению Артемиево-Веркольского монастыря, в нем у нее духовник, в него она привела множество своих знакомых. «Да разве монастырь только для монахов!» — восклицает Татьяна Николаевна в ответ на вопрос игумена Иосифа, каких «паломников» (среди них нередко бывают мало- и вовсе пока невоцерковленные люди) она собирается привезти в следующий раз. — «Да на вас такая ответственность, чтобы привести людей к Богу!»

Огромную роль в приходской жизни играют сельские священники, которых совершенно недостаточно для полноценной духовной жизни. Правда, с другой стороны, как замечает благочинный о.Владимир, сегодня не всякий приход сможет обеспечить содержание собственного батюшки. На территории, традиционно относящейся к Каргополью (нынешние Каргопольский, Няндомский и южная часть Плесецкого района), сегодня служит 8 священников: митрофорный протоиерей Борис (Коробейник) в г.Каргополе, иер.Виктор (Пантин) в Ошевенском и г.Каргополе (церковь Рождества Иоанна Предтечи), иером.Феодосий (Курицын) в Казакове, иереи Олег, Василий, Сергий в Няндоме, иером.Илия в Коневе, иер.Максим в Плесецке. Все батюшки, кроме собственной общины, опекают по целому ряду приходов: ошевенский о.Виктор — в с.Река, с.Архангело, селах по Пудожскому тракту (Лекшмозеро, Лядины, Орлово); казаковский иером.Феодосий — в селах по Санкт-Петербургскому тракту и по побережью оз.Лаче (Лекшма, Тихманьга, Ухта, Кречетово, Хотеново, Калитинка); няндомские иереи ­Нименгский приход по шоссе Няндома — Каргополь и в удаленных селах восточной части района (Моша, Воезеро); коневский иером.Илия — в с. Измайловская (Лешино), с.Вершинино (контакты пока не налажены), с.Федово (заканчивается строительство церкви свт.Николая), а также выезжает по приглашениям в деревни, разбросанные по всему Кеноречью.

Обширную деятельность ведет иер.Виктор (Пантин), приехавший в Каргополье из
Петербурга. О.Виктор — коренной петербуржец, потомственный интеллигент, выросший на классической музыке (идя в консерваторию, он впервые и заглянул в храм), выпускник филологического факультета университета, кандидат филологических наук, специалист по классической русской литературе XIX в., а также преподаватель французского языка. Он — духовное чадо известного петербургского батюшки прот.Василия и начал священническое служение в родном городе. О.Виктор — настоятель 2-х храмов: церкви Рождества Иоанна Предтечи в г.Каргополе (на Соборной площади) и церкви ап.Иоанна Богослова в с.Ошевенское, расположенной в 45 километрах от города. Эти 2 прихода различны по отношению к причастности к местной традиции. Община Ошевенской церкви, одна из первых зарегистрированных в Каргополье, была создана в начале 1990-х годов усилиями местных старушек, которые вычистили сохранившийся храм, регулярно собирались на воскресные и праздничные молитвословия, привозили на богослужения каргопольского священника о.Бориса, поддерживали с ним прочные связи — он снабжал храм свечами и литературой. Также первой в Каргополье община получила собственного священника — иером.Феодосия (Змушку). К сожалению, в силу разных причин (иером.Феодосий считал своей главной задачей восстановление Ошевенского монастыря, а не приходское служение, недооценивал роль местных традиций, недостаточно хорошо знал службу) отношения общины и священника не сложились, и он был удален из прихода. Нестроения не развалили общину, она продолжала собираться и молиться, причем на смену старушкам пришли более молодые и грамотные прихожанки (сначала вышедшие на пенсию, а потом и работающие учительницы). Т.о. ошевенская община представляет активный приход с сильными низовыми традициями, аккумулирующий опыт не прерывавшейся в течение всего XX в. православной жизни.

Совершенно по-другому складывалась община Иоанно-Предтеченской церкви, создававшаяся о.Виктором «с нуля», «на пустом месте». Церковь принадлежала музею, использовалась для хранения и экспонирования музейных собраний, была передана Русской Православной Церкви в конце 90-х годов, но фактически не использовалась по назначению и никаких непрерывных православных традиций не имела. Более того, все осознанные религиозные потребности жителей удовлетворялись другой церковью города — Рождества Богородицы — единственной во всем Каргополье действовавшей в советские годы. Поэтому о.Виктору, в его хождениях с бумагами по инстанциям, не раз пришлось отвечать на вопрос «Зачем, если уже есть действующая церковь?» В первое время порой в храме некому было вымыть полы, стоять в церковной лавке, присутствовать в храме (в будние дни храм открыт для посещений); выручали пришедшие на помощь прихожане о.Бориса. Община собиралась постепенно, в нее приходили разные люди: кто-то уже имел опыт приходской жизни, полученный в каргопольской, няндомской церквях, но немало и вновь пришедших; кого-то привел прп.Александр Ошевенский (ведь один из приходов о.Виктора расположен рядом с монастырем, основанным святым), особенно после празднования 525-летия его памяти в мае 2004 г. в Ошевенском, куда съехалось множество паломников из Каргополя, Архангельска, Петербурга, Москвы. Городской приход позволяет о.Виктору включать в орбиту своей деятельности городскую интеллигенцию — работников музея, прессы, сферы просвещения, туризма, администрацию.

Расстояние от Ошевенского до Каргополя (по местным меркам, значительное — 45 километров) о.Виктор на своем «москвиче» нередко преодолевает дважды в день, утром и вечером; за ним следуют часть его прихожан. Поэтому в обоих приходах на службах присутствуют и горожане, и сельские жители, особенно во время крупных для данного храма событий. Но есть еще одна категория «прихожан» о.Виктора. Дело в том, что его переезд в Каргополье не порвал связей с Петербургом: там живет его семья и трое детей, а также многочисленные духовные чада, среди них военные, т.к. о.Виктор некоторое время окормлял военную часть. Они поддерживают прочные связи со своим духовником: постоянно звонят, просят совета и молитв, часто приезжают, иные семьями — на Рождество, Пасху, в каникулы и отпуска, летом, в каргопольские знаменательные даты. Поселившись в Ошевенском, они участвуют в храмовых службах и приходской жизни, поют на клиросе, чему-то учат, а чему-то учатся у местных жителей; среди них есть верующие военные, которые алтарничают, звонят в колокола. Эта заметная особенность ошевенской приходской жизни способствует повышению церковной культуры сельских прихожан и церковных служб, привлечению в приход новых членов, единению жителей города и села, столицы и провинции. Наличие прихожан не только, как обычно, разного возраста, образования, духовного опыта, но и разных мест постоянного проживания и причастности к разной локальной традиции является характерной чертой приходов о.Виктора. Под руководством уважаемого пастыря это обогащает приходскую жизнь. Это — поистине открытые приходы, откликающиеся не только на общецерковные даты и частную и общественную жизнь своих прихожан и своего села, но и события, происходящие в Каргополе, Петербурге, да и всей России.

В приходах о.Виктора немало мужчин, молодежи, детей. Он внимателен к местным традициям: у старейших жителей записывает молитвы, напевы, духовные стихи (сегодня их сохранилось мало), поддерживает установившиеся исстари крестные ходы и службы в часовнях. О.Виктор ко всем очень внимателен и заботлив, особенно ласков к детям, но как духовник, как рассказывают, довольно строг («а как же иначе?», — замечает одна из его духовных чад). Требовательно относится oн к уровню подготовки крестных в таинстве крещения: «я ребенка рожу в духе — родители родили его по плоти — а кому передам? с меня Господь спросит», — говорит он кандидатке в крестные. Много внимания о.Виктор уделяет работе с детьми, бывает в няндомском специнтернате, в приходе работает воскресная школа. Во время работы экспедиции в Ошевенском открылся православный детско-юношеский оздоровительно-трудовой лагерь, в котором в течение 20 дней жили около 20 человек от 12 до 19 лет из села, Каргополя, Няндомского специнтерната (14 человек), Петербурга. Подростки 3 часа в день работали по очистке территории Ошевенского монастыря, в котором сегодня в отремонтированной келье живет 1 трудник. На открытие лагеря все шли крестным ходом из церкви Иоанна Богослова в монастырь, где состоялся молебен, выступили представители районной администрации и отдела образования, директор местной школы (в ней кормили детей). Лагерь жил и трудился под Андреевским стягом и под покровом прп.Александра Ошевенского, директор лагеря учитель А.В.Триханин. День начинался с молитвы, зарядки и линейки; вместе с молодыми наставниками дети играли в спортивные игры, ходили в походы к местным святыням, смотрели видеофильмы, участвовали в богослужениях в выходные и праздники, несколько человек были окрещены в водах р.Чурьеги. В конце смены всех ожидал сюрприз: организаторы изыскали возможность вручить детям небольшую «заработную плату».

Напряженна и разнообразна жизнь иером.Феодосия (Курицина), окормляющего, помимо своего казаковского, еще 6 приходов. О завершении казаковцами капитального ремонта каменной церкви Покрова Богородицы, оснащении ее иконостасом, иконами, богослужебными книгами, колоколами, а также о назначении в приход священником иером.Феодосия уже сообщалось в прошлом году. Прихожане купили батюшке дом в поселке (в 1,5 км от погоста и храма, на самом погосте сегодня никто не живет). Иером.Феодосий родом из Архангельска,  закончил Холмогорское художественное училище, профессиональный резчик, постриженик Атониево-Сийского монастыря. Много внимания он уделяет строительству возле храма приходского дома, который задуман как культурный и ремесленный центр, в котором будут помещения для занятий воскресной школы, библиотека, мастерские, регентская школа. По замыслу, дом должен стать еще и пустынькой, подворьем Атониево-Сийского монастыря, в нем запланированы кельи для 1 — 2-х монахов. Это — отклик на нужды прихода: в нем появился свой монах — монах Кирилл, в миру Михаил Александрович Кудрин, председатель Казаковской общины. В декабре 2004 г. он некоторое время жил в монастыре, принял постриг, был наречен во имя прп.Кирилла Челмогорского (память 21 (8) декабря), получил благословение жить дома до завершения строительства приходского дома. В этом приход иером.Феодосия пока уникален, о постригах других каргопольцев не слышно. При храме есть пасека, и хотя пока не все получается с пчелами, в подарок епископу Тихону в августе 2005 г. была преподнесена большая (2-х или 3-хлитровая) банка приходского меда. В хозяйственных заботах о.Феодосию помогает живущий с ним трудник Атониево-Сийского монастыря Виктор. Очень теплые отношения связывают иером.Феодосия с прихожанами, особенно с семьями Кудриных — Михаила Александровича (теперь мон. Кирилла) и Нины Ермолаевны и их четверых детей, живущих отдельными домами; и Кудрины-старшие, и их дети и внуки кто чем могут помогают батюшке.

Много тревог у иером.Феодосия вызывает 2-й храм погоста — деревянная шатровая церковь XVIII в. Рождества Христова. Очень хочется батюшке отслужить в храме рождественскую службу. Сам храм пока стоит, но придел, находившийся в трапезной, обвалился. Иером.Феодосий организовал разборку завалов — за что, между прочим, на него написали жалобу — мол, священник разрушает памятники культуры. В музее над этим только посмеялись, но, как положено, в приход выезжала комиссия. Один из знакомых специалистов иером. Феодосия обследовал состояние шатрового храма и сделал заключение, что сам шатер цел, но у восьмерика, на котором он держится, подгнили и требуют замены два венца. Это можно осуществить или разобрав шатер (что и советует делать специалист, ибо это дешевле), или вывешивая шатер с помощью специального дорогостоящего оборудования. В принципе, такое оборудование имеется в Кенозерском национальном парке, но ведь, кроме согласия на его использование, необходимы еще и специалисты, умеющие с ним работать. Между тем никаких средств на этот храм в приходе нет.

Иером.Феодосий работает и с молодежью: этим летом на погосте вблизи храма около 2-х недель жили и работали трое выпускников Архангельского Поморского университета. Они — люди пока мало воцерковленные, но интересующиеся духовными проблемами. О.Феодосии часто приходил и беседовал с ребятами, следил за их настроением и состоянием, в выходные возил по каргопольским святыням.

Иером.Феодосий имеет легкий, веселый характер, часто шутит, даже и журит весело, о трудностях не распространяется, свою жизнь характеризует, как у Христа за пазухой: священники часто вынуждены заниматься строительством, жить где попало, а у меня, говорит он, все есть: прекрасный храм, удобный дом — живи да служи; куда ни приеду — везде кормят, поят да с собой дают. В общем, можно подумать, слушая батюшку, не жизнь, а малина.

Процессы возрождения духовной жизни идут и в других приходах, окормляемых иером.Феодосием. Восстановить деревянную церковь, сгоревшую лет 8-9 назад, постановил сельский сход в с.Лекшма. Ездили смотреть храм в Ухте, о.Феодосии предложил в качестве образца небольшой храм ап.Андрея Первозванного, построенный на Заячьем острове на Соловках: четверик, завершенный 4-хскатной кровлей, на ней небольшой восьмеричок, увенчанный луковичной главкой, с востока невысокий алтарный прируб. Председателем новой общины стала Янкина Любовь Борисовна (1962 гр.). Поначалу работали с большим подъемом — по выходным, выходили на субботники: так расчистили место, сами заготовили лес, срубили 1-й венец. Работами руководили Брянцев Александр Борисович и Кузьмин Алексей Борисович. Правда, дальше дело пока застопорилось: то летняя страда в лесу и в огороде, то осенняя уборка картошки… Большую заботу о строительстве проявляет Анатолий Васильевич Брянцев (1938 гр.), некрещеный член общины: он решил креститься в нововыстроенном храме. Он уже на пенсии и поэтому имеет больше свободного времени. «Вчера съездили, моху надрали, — рассказывает он. — К ребятам (другим строителям) заходил, те работают на заготовке кормов. А самому бревно не закатить».

В Тихманьге, где автор пока не был, местные жители оборудуют домовый храм.

Каргополье дает ряд примеров по строительству храма, часовни, организации прихода людьми, не живущими в селениях постоянно, но заинтересованными в сохранении и возрождении в них жизни. Это — выходцы северных деревень, переехавшие или перевезенные в детском возрасте в крупные города — Москву, Петербург, Архангельск и др., а также иногородние, у которых с Севером существуют не кровно-родственные, а духовные связи. К числу таких приходов относится с.Лекшмозеро, в котором и.о. председателя общины является москвич Кузин Александр Владимирович, по инициативе и в значительной степени усилиями которого община и зарегистрирована; он же организует службы в храмовые праздники с помощью московских и местных священников. Каменный лекшмозерский храм, как уже не раз отмечалось, реставрируется полностью на средства, собранные тоже в Москве. При весьма доброжелательных, а нередко теплых и добросердечных отношениях (период взаимных упреков, отторжения, непонимания был давно пройден — москвичи обосновались в этом приходе 18 лет назад) собственно в храм — убирать, ухаживать за ним, посильно помогать строительству, участвовать в организационных хлопотах по его становлению, наконец, молиться в нем — лекшмозерцы трудоспособного возраста не спешили. Лишь престарелые жительницы были бесконечно благодарны за возможность участия в богослужении, исповеди, причастия. В какой-то момент А.В.Кузин даже высказывал мнение, что именно он, а еще раньше организатор первых реставрационных отрядов в приходе Д.А.Соколов (сам человек некрещеный) способствуют духовному оживлению села, несут в Лекшмозеро (как это ни парадоксально) православие. Первой удалось включить в работу местную интеллигенцию — школьных учителей, причем приход существенно помогал школе — купил комплект учебников, мячи, другой инвентарь; силами учителей была организована воскресная школа, предпринимались попытки наладить занятия по богослужебному пению (А.В.Кузин высылал соответствующие кассеты). Но, как заметил окормляющий ныне этот приход о.Виктор, еще не значит, что вслед за учителями в храм пойдут рядовые жители, ибо разрыв между ними в местном общественном сознании существует. Еще и теперь (летом 2005 г.) о.Виктор характеризует Лекшмозерский приход как очень тяжелый и отмечает некоторые подвижки в духовном состоянии населения лишь с настоящего времени (храмового праздника 12 июля 2005 г.). И это притом, что 1-й молебен в приходе был отслужен в 1992 г., вскоре была создана и православная община (1-й председатель 3. А. Шалдыбаева).

Сходный круг проблем фиксируется в с.Колодозеро, где на средства других москвичей строится деревянная шатровая церковь Рождества Богородицы. Строительство ведется с 2002 г. под руководством Александра Шумских, Аркадия Шлыкова, Михаила , которые сами зарабатывают средства, а не изыскивают их. Храм строится наемной артелью вологодских плотников. Ныне завершается возведение верхов храма — шатра, главы, креста. Местные жители относятся к строительству, по оценкам москвичей, нормально, хорошо, даже прекрасно, но сами помогать (хотя бы убирать строительный мусор, вообще принимать какое-то заинтересованное участие) не приходят. Они смотрят на строительство со стороны, воспринимая его как нечто внешнее, храм пока не становится «их» храмом, «их» восхождением к Богу, фактором «их» духовной жизни. Эта проблема осознается многими, о ней говорил о.Тарасий из Шалы на освящении строительства в августе 2003 г.: церковь, хоть и строится усилиями москвичей, но не для себя, а для вас, чтобы вы ходили, молились, иначе она бесполезна. О том же в то же время размышлял и один из колодозерских жителей — Михаил Дмитриевич Сергеев (1917 гр.): «Идея храма хорошая. Я над этим делом тоже задумываюсь. Делать-то нечего, дак помыслишь. Но кто его будет посещать? Я не знаю, может быть, возить будут на автобусах (смеется). Ну, вся эта молодежь, она улетучивается отсюда. Остаются только такие пьяницы и лентяи. Дак они что, пойдут? Они пойдут только… украсть, стянуть. А дело-то хорошее, приветствовать надо. Но местные — никто не помогат. Я хоть не интересовался, но я чувствую, что никто не ходит. Раньше ведь как? Государство не обеспечивало, сами верующие обеспечивали и дровами, и освещение, и все ведь в своих руках было. Почему <теперь не так> — это вопрос трудный. Бога-то ведь сразу не вкладешь, не вдолбишь. В школах не преподают, а в школах — и дисциплины путной нет. Пропаганда — хорошо, да ведь никто не ведет пропаганды, я имею в виду, церковной. Вот сейчас-то появилась немного. И то они думают на священника: диковинка какая приехала! В школах почему не ввести такой урок?»

Еще один пример — уже действующая церковь Покрова Богородицы в с.Ухта (окормляется иером.Феодосием). Организация и строительство деревянной шатровой церкви по проекту московского архитектора А.Л.Павловой в значительной степени финансировались москвичкой Поповой Людмилой Викторовной. Она уехала в Москву подростком, закончила там школу, институт, завела семью, родила ребенка, получила вторую специальность массажиста (сейчас учится на катехизаторских курсах Свято-Тихоновского института, получая второе высшее образование). Уже в зрелые годы ее потянуло на родину, в деревню, где она жила у бабушки. Выйдя на наволок в конце деревин, увидев простор и услышав журчание реки на перекатах, она воскликнула: я хочу здесь жить! Так она купила здесь участок, начала строить дом. Бывая в селе, Людмила Викторовна все время проезжала мимо порушенной каменной церкви, вид которой царапал сердце. К этому времени она уже начала воцерковляться, имела своего духовника, свои любимые храмы в Москве и Подмосковье. Когда созрело решение строить храм на Севере (на новом месте), неожиданно была получена сумма, которой хватило на начальный период.

Сегодня строительство завершено, храм обустроен, куплены колокола, проходят регулярные богослужения. Местные жители относятся к храму по-разному: кто-то благодарен за возможность молиться и жить церковной жизнью, кто-то недоволен расположением храма в конце деревни, говорит что-то вроде: лучше бы она нам старую церковь отреставрировала. К сожалению, это понимание деревенского жителя — что какой-то дядя должен прийти и что-то для них сделать — встречается всюду. Так говорили и Э.И.Изотову в соседнем селе, примиряясь с ним после размолвки: ладно, Иваныч, это нам не нужно, ты лучше нам храм отремонтируй. Людмила Викторовна говорит, что пересудов было много и во время строительства, особенно много пришлось перенести председателю приходской общины Власовой Нине Николаевне, которая живет в селе постоянно. Людмила Викторовна считает, что в церковь ходит немного народу из-за недолжного поведения предыдущего священника, что многих оттолкнуло от церкви.

Но проблема посещения служб и участия в церковной жизни повсеместна. Храм, как бы спущенный сверху, доставшийся без особых трудов, усилий, забот, долго отчуждается. Еще раз вспомним народную пословицу, утверждающую, что церковь не в бревнах, а в ребрах, а также мудрого Э.И.Изотова, отказывающегося от средств неизвестных благотворителей. А.В.Кузин указывает на религиозную индифферентность населения активного возраста. Мне думается, что кроме всех прочих, везде есть и проблема   духовного   состояния   самих   строителей,   которые   оказываются   ниже задуманного ими самими дела. Кроме того, местные жители видят в них элементы чуждости, элитарности: наличие значительных по сельским меркам средств, нетрудовой образ жизни, отрыв от хозяйственных занятий (например, покупка, а не сбор ягод), пьянство. В деревне это скрыть невозможно.

Пока подтверждает наличие проблемы «внешнего» храма и возрождаемый усилиями петербуржца Калитина Владимира Александровича приход в кенозерском с.Вершинино. В.А.Калитин имеет в Кенозерье родовые корни: его отец жил в д.Мыза, где у Калитиных большой деревянный дом. Как уже неоднократно рассказывалось, Владимир Александрович восстановил (силами нанятых местных плотников из Усть-Почи) на Мызе часовню св.кн.Александра Невского, заказал в Александро-Невской лавре для часовни икону с частицами его мощей, а теперь прилагает усилия к восстановлению церкви Успения Богородицы в с.Вершинино. Председателем зарегистрированной (в значительной степени стараниями Владимира Александровича) общины является Чалова Лидия Ивановна, которую очень страшит предстоящий ремонт храма. Приход находится на территории, окормляемой коневским священником иером.Илией. По рассказам коневцев, попытка священника несколько лет назад приехать в приход встретила отказ прихожан под предлогом, что в приходе бывает московский священник (о.Владимир из церкви Рождества Христова в Измайлове, приезжает 3 раза в год). Отсутствие регулярного богослужения приводит к тому, что члены общины не продвигаются в усвоении культуры храмовых служб, в частности богослужебного пения, хотя собираются в сельской часовне в воскресные и праздничные дни. На своих молитвенных собраниях они лишь слушают чтение молитв председателем общины и хором не поют «Господи, помилуй», не читают ни «Отче наш», ни Символ веры, ссылаясь на незнание и неумение.

Еще один вопрос — о преподавании в кенозерской школе предмета «Православная культура», о чем велись разговоры уже несколько лет и священником о.Владимиром (он передал Лидии Ивановне и книгу А.В.Бородиной), и автором. Это казалось тем более естественно, что председатель общины Л.И.Чалова — учитель-филолог. Но дело не трогалось с места. Проведенные этим летом беседы автора с заведующей районным отделом образования и директором школы выявили согласие их обоих на введение подобного курса. Лидии Ивановне переданы учебные и учебно-методические материалы А.В.Бородиной, но и теперь она говорит: буду вести, если ни от кого не будет возражений. Введен ли курс, пока не известно. Таким образом, пока кенозеры в своей приходской жизни весьма пассивны.

 Выводы экспедиционного обследования

  1. Господь созидает все новых делателей на своей ниве. Повсюду, чуть не в каждом крупном кусте населенных деревень, есть проявления православных традиций: существует или рождается православная община, ставятся кресты, часовни.
  2. Все яснее осознается, что возрождение русской деревни тесно связано с духовной жизнью: местные деятели, начинающие всерьез заниматься экономическими и социальными проблемами, приходят к необходимости воссоздания духовной жизни и церкви, часовни как ее оплота. Иногда случается и обратное: главы приходов (Изотов) идут в местную власть.
  3. Новый импульс в своем развитии получает приход с прибытием священника, задачами которого традиционно являются духовное окормление и богослужения, заботы о храме, его обустройстве и духовной литературе, углубление религиозных знаний и просвещение прихожан, подготовка певчих на клирос. Деятельность современных священников очень интенсивна (по необходимости окормления многих, разбросанных на территории до сотни километров приходов) и насыщенна; они сплачивают прихожан и приводят новых, в том числе духовных чад из мест своего прежнего служения, существенно расширяя границы и функции прихода.
  1. Возникли новые формы приходской жизни: совместные паломничества в монастыри, строительство приходского дома как творческого просветительского и ремесленного центра, пострижение в монашество, создание православных (трудового, оздоровительного) лагерей и организация насыщенного (духовно и физически) досуга детей, живущих в селе, взятие ребенка из детского дома на каникулы.
  2. Ведется активная работа с детьми по их духовно-нравственному воспитанию и просвещению на основе соприкосновения с местными святынями.
  3. При общей безусловной православной ориентации жителей массовой поддержки строительству и посещению церквей пока нет: общины остаются довольно замкнутыми группами и держатся усилиями подвижников и Божией помощью.
  4. По проблеме «народного православия» местные священники согласны, что суеверия есть, но они — не проявление исконной народной религиозности, а следствие абсолютизации магических мотивов в годы оскудения духовной жизни, когда в понимании многих они стали ее эрзацем.
  5. Фиксируется большое значение «некоренных» для данной местности, несельских жителей, переезжающих в села из северных городов по выходе на пенсию, а также уроженцев этих мест, постоянно живущих в крупных городах — Петербурге, Москве. Важную роль играют москвичи, не имеющие с Севером родовых связей, но служащие делу православного возрождения. Существенна поддержка и «случайных» московских благотворителей. Уроженцами северных городов — Петербурга, Архангельска, — а также выходцами из западнорусских (Зап.Украины, Молдавии) и южнорусских (Краснодара) земель являются и современные священники. Видимо, идет, так сказать, реколонизация сельского Севера.
  6. В то же время существует проблема вхождения в местную жизнь храма, поставленного и обустраиваемого в селе извне (например, приезжими москвичами). При безусловной ценности открывающейся при этом возможности богослужений и молитв эти храмы долго не воспринимаются как родные, не становятся фактором народной жизни.
  7. Большую роль продолжают играть московские священники и их прихожане, которые, приезжая с разрешения правящего архиерея, осуществляют крещение, таинства и требы, помогают местным общинам иконами, духовной литературой, обучают песнопениям. Некоторые из них имеют с местными жителями постоянные дружеские контакты, связи между отдельными северными и московскими приходами становятся традиционными.
  8. Сельская интеллигенция, можно сказать, пришла в храм. Правда, не всегда это служит примером для остальных сельских жителей.
  9. Главы Каргопольского и Плесецкого районных отделов образования, а также директор Вершининской средней школы положительно относятся к введению в школе факультативного курса православной культуры. Вопрос лишь в том, кто может его разработать, насытив местным материалом, и повести.

(355)