Институт этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая Российской Академии Наук

МВД России

УПРАВЛЕНИЕ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ (УВД по Архангельской области)

Институт этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая Российской Академии Наук

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР

(с вычислительным центром)

ул.Воскресенская, 3,

 Архангельск, 163000

Ленинский пр., 32-а Москва, 119991

29.09.2008 г №   8/7846

На № 14110/2143 от 08.07.2008г.

На Ваш запрос, полученный из ГИАЦ МВД России, направляю архивные справки в отношении Боголеповой Анны Павловны, Зверева Василия Тимофеевича, Любимова Василия Васильевича, Михновой Евдокии Григорьевны, Мишиной Анны Александровны, Новинкиной Дарьи Богдановны, Распутина Дмитрия Ивановича, Семеновой Мавры Степановны,Солодягина Иосифа Алексеевича.

В Региональном управлении ФСБ России по Архангельской области (г.Архангельск, пр.Троицкий, 54) находятся на хранении дела в отношении Зверева Василия Тимофеевича (№П-13424), Лобанова Петра Евдокимовича (№П-13647), Любимова Василия Васильевича (№П-3321), Михновой Евдокии Григорьевны (№П-14268), Мишиной Анны Александровны (№П-14268), Мостового Ивана Федоровича (№П-13425), Мусихина Дорофея Васильевича (№П-6573), Новинкиной Дарьи Богдановны (Ж1-6573), Пономарева Ефима Федоровича (№П-13425), Попова Алексея Дмитриевича (№П-13425), Попова Александра Николаевича (№П-13648), Распутина Дмитрия Ивановича (№П-2670, №П-6573), Семеновой Мавры Степановны (№П-3328), Солодягина Иосифа Алексеевича (Ж1-3677)

Сведений о Баталовой Александре Николаевне, Ивл(и)еве Александре Ивановиче, Коротяеве Егоре Васильевиче, Кузьмичеве Андрее Артемьевиче, Лебедеве Василии Алексеевиче, Пилюге Кирилле Георгиевиче в Информационном центре нет.

Ваш запрос направлен в Иноформационно-архивную группу ФГУ ЦИТО УФСИН России по Архангельской области (164268, Архангельская область Плесецкий район п.Североонежск мкр.2 д. 10) в отношении лиц, отбывавших наказание в Каргопольлаге.

Приложение: по тексту на 9л. в 1экз.

Уважаемым сословием были потомственные и «личные» почетные граждане. Это предприниматели, объявившие капитал более 50 тыс.руб., банкиры с капиталом не менее 100 тыс.руб., оптовые торговцы, судовладельцы, а также ученые, архитекторы, скульпторы, художники, музыканты.

БУРЦЕВ АЛЕКСАНДР ЕВГЕНЬЕВИЧ.

Родился в 1862 или 1863 г., русский, образование среднее, — известный в начале двадцатого столетия петербургский банкир, библиофил и этнограф, коллекционер и меценат, издатель роскошных малотиражных изданий. Устраивал выставки своих собраний, мечтал основать музей нового русского искусства. Был сослан большевиками в Астрахань. Позже арестован и обвинен в том, что поддерживал тесную связь с финским консульством в Ленинграде и финской разведкой. Тройкой УНКВД Сталинградской области 1 октября 1938 г. приговорен к расстрелу. Расстрелян 29 октября 1938 г. Реабилитирован в 1963 г. http://www.adm.astranet.m/Memory/

Собирал всё: редкие книги, журналы, газеты, иллюстрированные издания, картины, лубок, литографии, исторические документы, автографы. Малыми тиражами выпускал на свои средства описания этих коллекций. Характер собирательской деятельности А.Е.Бурцева хорошо раскрывает заглавие одного из таких изданий: «Мой журнал для немногих или библиографическое обозрение редких художественных памятников русского искусства, старины, скульптуры, старой и современной живописи, отечественной палеографии и этнографии и других исторических произведений, собираемых А.Е.Бурцевым. СПб. 1914».

А.Е.Бурцев в поисках материала снаряжал экспедиции в глубинку русской земли, не раз участвовал в них и сам, издавал многочисленные этнографические сборники.36 С 1910 г. к их оформлению приглашает Б.Григорьева.

Собрал значительную коллекцию новейшей русской живописи (Григорьев, Судейкин, Рерих, Петров-Водкин).

Публиковал Бурцев не только «обозрения», но и самые документы, а иногда полностью тексты принадлежавших ему редких книг. Так, скажем, он дважды перепечатал в своих изданиях радищевское «Путешествие из Петербурга в Москву», которое цензура жестоко преследовала со дня выхода в свет этой книги вплоть до 1905 года. Среди бурцевских материалов, которые печатались крохотным тиражом, в сто — сто пятьдесят экземпляров, эти перепечатки прошли, не задержанные цензурой. О них напомнил несколько лет назад в своей книге крупнейший советский библиофил Николай Павлович Смирнов-Сокольский, народный артист, отметивший также, что издавались «описания» и «обозрения» Бурцева довольно беспорядочно и неряшливо. Это понятно: научная сторона дела не очень интересовала его.

Собирал Бурцев много и широко, не жалел ни времени, ни трудов, чтобы раздобыть уникальную книгу или гравюру, скупал полотна молодых, подававших надежды художников, архивы писателей — знаменитых, незнаменитых, умерших, живых, — их долговые обязательства, расписки, семейные фотографии… Все шло в дело!

В начале двадцатых годов попал к нему сундук с бумагами Кюхельбекера.

… В смысле обращения с рукописями Бурцев, смотревший на них, как на предмет продажи или обмена, среди собирателей исключения не составлял. Но по количеству и качеству прошедших через его руки автографов это был коллекционер исключительный, один из крупнейших в России.Его хорошо знали исследователи литературы, жившие в Ленинграде, знали историки. Мне лично не довелось с ним встретиться. Но в пору, когда я жил в Ленинграде, приходилось много слышать о нем от людей, хорошо с ним знакомых.

В двадцатых годах многие материалы из собрания Бурцева поступили в Пушкинский дом, в Ленинградскую Публичную библиотеку, позже — в Московский литературный музей…

В 1935 году Бурцевы переехали в Астрахань, забрав с собой коллекцию. Три года спустя Бурцев умер (расстрелян).Умерла и жена его.

Ольга Александровна (по всей видимости — дочь Бурцева),жившая с ними в Астрахани, осталась с двенадцатилетней дочерью Риной одна. Теперь коллекция перешла в ее собственность. Понимая, что это огромная ценность, она, хотя и нуждалась в деньгах, решила во что бы то ни стало ее сохранить. Но в 1941 году, когда гитлеровские войска подходили к Ростову, ей пришлось срочно эвакуироваться. Эшелон шел в Актюбинск. Увезти с собой коллекцию она не могла. И оставила ее в доме, из которого присуждена была выехать. Тут было уже не до рукописей!

Время шло. Живя в Актюбинске, она с тревогой думала о коллекции, брошенной на произвол судьбы. И в 1944 году решила послать за ней Рину, которой к тому времени исполнилось восемнадцать лет.

Рина приехала в Астрахань и сразу пошла туда, где они жили прежде. Хозяева квартиры не претендовали на чужое имущество: коллекция с 1941 года лежала на чердаке, по-астрахански — на «подловке».

Рина поднялась на чердак. В светелке под крышей лежала на полу груда рукописей. Девушка набила бумагами большой чемодан. Потом занялась ликвидацией кое-какого имущества. Закончив дела, повезла чемодан в Актюбинск. Мать приняла его, поставила в угол, на него поставила еще два чемодана и маленькую корзиночку, накрыла их скатертью и стала подумывать о том, как приступить к реализации этих сокровищ. Актюбинское областное архивное управление с самого начала показалось ей недостаточно мощной организацией. Тогда она решила обратиться с предложением в один из московских архивов.

http://www.ibmh.msk.su/vivovoco/VV/PAPERS/LITRA/ANDRON/PROPERTY.HTM

«Каталог русских редких книг» (1896),

«Описание редких российских книг» в 5 томах (1897)

Деревенские сказки крестьян Вологодской губернии. СПб., 1895.

Народный календарь примет, обычаев и поверий на Святой Руси. СПб., 1911.

Обзор русского народного быта Северного края. Его нравы, обычаи, предания, предсказания, предрассудки, притчи, пословицы, присловия, прибаутки, перегудки, припевы, сказки, присказки, песни, скороговорки, загадки, счеты, задачи, заговоры и заклинания. Т. 1-3. СПб., 1902.

Полное собрание этнографических трудов. Т. 1-11. СПб., 1910-1911.

Сказания русского народа. М., 1910. и др.

Мой журнал для любителей искусства и старины. СПб.: изд. А.Е.Бурцева , 1913. Т.4. Вып. 8, 9, 10.

БУРЦЕВ А. Е. Библиографическое обозрение древнеславянской и русской письменности и других

литературно-художественных памятников от XIV до начала XX века.

Т. 1-5. Спб., 1904. 40

Т. 1. 368 стр.; 12 л. илл.

Т. 2. 157 стр. с илл.

Т. 3. 203 стр.; 20 л. илл.

Т. 4. 218 стр.; 9 л. илл.

Т. 5. 147 стр.; 8 л. илл.

БУРЦЕВ А. Е. Дополнительные описания библиографическо-редких, художественно-замечательных книг и

драгоценных рукописей. Т. 1-6. Спб., тип. акц. общ. «Издат. дело», бывш. Брокгауз-Ефрон, 1899. Напечатано 100

нумерованных экземпляров не для продажи, в/п 150-00

Т. 1. А-3. 3, IV, 381 стр.

Т 2. И-Л. Объем тома не уточнен.

Т. 3. М-Н. 4,363 стр.

Т. 4. О-П. 4,409 стр.

Т. 5. П-Р. 2,323 стр.

Т. 6. С-9. 4,282 стр. Алфавитное оглавление русских и иностранных сочинений, описанных в этом издании. 110, IV стр.

Здание, в котором размещается Санкт-Петербургский государственный театр кукол, дошло до наших дней без изменений; состоит на учете в Госинспекции по охране памятников.

Дом возведен по проекту известного архитектора Ивана Петровича Володихина в 1912 году для почетного гражданина Петербурга А.Е.Бурцева (1863-1938 гг.), библиофила и коллекционера. Дом многоэтажный в стиле модерн, облицованный серым гранитом и богато декорированный. Часть внутренних помещений была оборудована под выставочные залы, в которых периодически выставлялись картины и рисунки, редкие книги, исторические документы и автографы из собрания владельца. В 1914 году адрес и имя владельца прежние. Имеется проект устройства в 1 этаже дома кинематографа с залом на 253 чел. Перестройка разрешена 20.12.1914 г. и осуществлена в том же году.

В 20-е годы, после перестройки внутри, здание использовалось как театральное помещение. (Одна из 2-х площадок в Петербурге Общедоступного передвижного театра П. П.Гайдебурова и актрисы Н.Ф. Скарской (сестры В.Ф.Комиссаржевской). Театр и студия «Палестра» при нем существовали до 1928 года.

Во второй половине 30-х годов в здании на ул.Некрасова №10 давал спектакли Совхозно-колхозный театр им.Облисполкома.

В 1938 году помещение получил театр кукол, основанный в 1931 году актерами Н.Коминой, А.Гаком, А.Гумилевой, художником В.Коминым и музыкантом М.Аптекарем при Доме коммунистического воспитания детей Смольнинского района Ленинграда и возглавляемый с 1932 года режиссером, учеником Вс.Мейерхольда, Савелием Шапиро.

Театр существует в этом здании и поныне, получив в 1939 году наименование «Второй государственный Ленинградский театр кукол». С 1955 года театр называется «Большой театр кукол».

Нынешний дом №10 по ул.Некрасова — известный вот уже четырем поколениям горожан Большой театр кукол — сохранен в объемах и формах проекта 1912 года. Утрачены лишь некоторые детали декора фасада, гранитная облицовка, частично лепка.

Перестроен подъезд дома.

(66)